Перейти к контенту

Шедевры бонсай


Рекомендуемые сообщения

Интересуясь и занимаясь бонсай, с разной степенью подготовленности, с разными возможностями содержания, понимания техник, с разными подходами, степенью энтузиазма, грамотности и художественного видения, каждый из нас, я думаю, начал с того, что увидел где-то великолепный образец настоящего БОНСАЙ, сфотографированного профессионально в выставочном виде, идеально постриженного, подготовленного, с изумрудным мхом, красиво дополняющего общий поражающий воображения фон. Возможно это была фотография из сада, японского или европейского, либо еще откуда.
На что смотрит самый начинающий художник, начинающий спортсмен, музыкант и т.д.? Художественные галереи, олимпийские игры, концерты лучших музыкантов мира. Т.е. начинающего всегда поражает мастерство профессионалов и их результат.
Что в бонсай является вершиной? Кокуфу? Кто является признанными лидерами искусства бонсай в мире? Мое мнение – японцы, что есть откуда пошло.
Откуда же появляются шедевры? Как я себе представляю. Если не брать в расчет трехсот- четырехсот летние … как их назвать то даже… деревья-национальные достояния, бесценные.
В начале/середине прошлого, ХХ века японец вырастил из семечка/выкопал/купил деревце, растил, наблюдал лелеял – передал сыну. Сын, впитав с детства знания, растил, наблюдал лелеял – передал сыну от дедушки. Таким образом, даже не идеально сформированное дерево имеет возраст 50-70 лет, что уже само по себе является достоянием. И вот мы любуемся или на видео, на фотографиях с выставки и т.д.
Если не по наследству. В Японии развита индустрия бонсай. Кто-то выращивает из семечек и продает хорошие, просто хорошие маме или шохины. Кто-то выращивает целыми полями пребонсай, кто-то специализируется например на формировании шохинов можжевельников, с уникальными методами обработки мертвой древесины, кто-то занимается ямадори, есть мастера, которые не занимаются выращиванием, только формированием. И для всего для этого есть рынки, где можно купить бонсай любой степени готовности и размера, выставки, школы, питомники.
К чему я все это? Наверное к тому, ни один фикус, выращенный на подоконнике никогда не приблизиться к международной выставке, ни один вязик, досвечиваемый с января дома не вырастит в шедевр, даже если приедет иностранный тренер. Это любимые домашние питомцы, которых мы любим и ценим, дорожим, и это все необходимо для понимания, для практики, для показа, для критики… для неизбежного помойного ведра иногда, к сожалению. И на нашем местном уровне, некоторые фикусы, вязы и т.д., показанные на форуме в «Формировании» вдохновляют и радуют тех, кто после этого восхищенно смотрит на наших старших товарищей и большое им спасибо за это. Жаль только, что они частенько забывают обновлять свои темы.
А да, и у нас нет ни выставок, ни школ, ни питомников.
Самое оптимальное, как мне кажется, это выращивание привычных нашей широте деревьев на дачах. Да, к сожалению, выбор не так велик, но все же. Есть возможность сажать их десятками, возможность разгонять в грунте, возможность не оплакивать несколько вымерзших экземпляров, не колдовать с зимовкой, возможность старт-апа хоть с семечки, хоть с огромного ямадори, возможность показать через Х лет, что у нас вот есть такие деревья, и мы из них сформировали вполне себе, а лет через 50 доехать до Кокуфу с крушиной или с черёмухой). А зимой между тем, досвечивать, доувлажнять те самые, которые радуют глаз в наши холодные полгода.

 

P.S. Навеяно просмотром Bjorvala Bonsai Studio

Изменено пользователем Arti
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да, я тоже считаю, что будущее - за породами, способными расти в открытом грунте.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А я давно предлагала организовать деревню бонсаистов. Тогда и помогать друг другу можно, с поливом, например. И посоветоваться - далеко бегать не надо. И после нашего ухода деревья не окажутся заброшенными, как мои... Вот такая вот утопия :lol:

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В нашей стране огромное кол-во деревьев подходящих для бонсай, было бы желание... В отличии от Японии, где выкопать дерево в природе, практически не возможно.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ирина, можно вкратце про деревню бонсаистов?

 

Игорь, если не затруднит, распишите деревья средней полосы. Может кто-то что-то для себя новое откроет.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да. Во многом примерно так же мыслю. Единственное, что я например пока никак не принимаю( или не понимаю), так это покупка готового бонсай. Даже покупку пребонсая готов принять. Но готового!(условно готового) Как то неинтересно. Что ли.
А вообще, думаю не ошибусь, с годами наши убеждения, предположения,желания и пр. меняются.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Игорь, если не затруднит, распишите деревья средней полосы. Может кто-то что-то для себя новое откроет.

 

Я же не просто так написал - "было бы желание". При желании можно найти все деревья нашей полосы с мелким листом.. Их множество.. Вот взять обычную нашу сосну, наберите в поисковике, а лучше в ФБ -
Pavel Slovák и посмотрите, что можно из нее сделать..

 

Не знаю уж с чем это связанно, но мы привыкли на все пенять, все обсуждать (по сто раз одно и то же), "ныть", но только не делать, а надо делать и все получится!

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не берусь обсуждать деревья средней полосы, хотя многие Кавказские виды, при минимальном укрытии, могут расти и под Москвой. Боярышник, вяз, граб, бук наверняка. Может быть тисс, самшит, пираканта. Эти виды растут в горах, где климат суровее.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Немного не в тему,но в горах, рядом с Алматы( Заилийский Алатау)растет множество деревьев средней полосы - дуб, клен, береза. Встречаются и крайне интересные экземпляры - тяньшаньские ель и береза, яблоня сильвестри, барбарис. Вяз растет повсеместно.Часто можно встретить дикий абрикос(урюк) не знаю точного названия этого вида, но практически неубиваем, красиво цветет некрупными светло розовыми цветами, лист чуть крупнее, чем у вяза - хороший материал для бонсай. Большинство из этих растений прекрасно приспособлено к нашему климату, с достаточно мягкими зимами. Но...нет сколько нибудь развитого интереса к формированию бонсай. Тут соглашусь с Игорем, причина кроется в обильном пустословии и нежелании делать что нибудь. Ну и, может, свою роль играет менталитет.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Я же не просто так написал - "было бы желание". При желании можно найти все деревья нашей полосы с мелким листом.. Их множество.. Вот взять обычную нашу сосну, наберите в поисковике, а лучше в ФБ -
Pavel Slovák и посмотрите, что можно из нее сделать..

 

Не знаю уж с чем это связанно, но мы привыкли на все пенять, все обсуждать (по сто раз одно и то же), "ныть", но только не делать, а надо делать и все получится!

 

Да вот что-то мало деревьев видно от форумчан с пометкой "Опытные" в профиле. Либо нет желания, либо нет деревьев.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Да вот что-то мало деревьев видно от форумчан с пометкой "Опытные" в профиле. Либо нет желания, либо нет деревьев.

 

Arti
Фактически!!! развитие бонсайной темы на просторах нашего региона началось с 2000го года. Московский регион - городской регион, частный сектор с участками земли почти отсутствует, люди живут в квартирах и зарабатывают деньги в Москве. Содержать реальную коллекцию в этих условиях почти никому не под силу, редкое исключение Андрей Дарусенков, у него реальная большая коллекция с приличными деревьями, но она содержится в Подмосковье на даче. У нас, в отличие от большей части Европы, где немалая часть населения живёт в частных домах, и чисто физически могут себе позволить содержать деревья + у них климат ощутимо мягче нашего, сезон роста длиннее в среднем на месяц-полтора, и в Европе бонсайная тематика развивается с 1980го года.
Пометка "Опытные" совсем не означает наличия кучи деревьев, в Японии 99% серьёзных бонсай не принадлежат их авторам, они принадлежат состоятельным ценителям, но не мастерам бонсай. Можно быть опытным ценителем бонсай не имея кучи деревьев для демонстрации, мы же можем ценить и оценивать картины из Третьяковки или Русского музея, не владея ими.
Этот наш форум лет 5-6 назад прошёл пик своего развития, когда было активное движение, можно было увидеть много интересных деревьев, в последние годы вся активность ушла в Фэйсбук и тому подобные ресурсы. В последние 6 месяцев на форуме было небольшое оживление, но с 2005-2010 ми годами не сравнимое.
6 лет назад была попытка перевести общение в реальную жизнь, но после того как у Андрея Дарусенкова пропала возможность (а может и желание, отдачи то не было) организовывать встречи, всё тут же и закончилось в один миг. Мы же привыкли жить в "колхозе", где председатель за всех думает и всё организовывает. Ну не может один человек такое организовывать и поддерживать длительно и постоянно. Народ просто приходил на готовые встречи, послушать лекцию и обсудить несколько своих/чужих деревьев и собирались все потому что Андрей позвал.
Все эти "регалии" на форуме в реальной жизни практически ничего не значат, за 10 лет было много интересных людей которых просто заклевали на форуме, хотя у них были очень интересные деревья, может и покупные (у малой части) но интересные. Обидеть человека очень просто, я не понимаю принципа - "Я не люблю покупные деревья", а что ж тогда любить??? Ну нет у нас (практически) в России приличных деревьев, вырастить сами их могут единицы, а для профессионального роста нужен идеал к которому стремишься, реальным и единственным идеалов для нас могут быть только оригинальные японские деревья. Купить их могут себе позволить люди при деньгах, они к нам на форум приходят поделиться своей радостью, а мы их начинаем топить по принципу "В армии не служил - не мужик/ Бонсай сам не вырастил - чё сюда припёрся?". Готовый бонсай в России купить невозможно, всё что у нас продаётся это заготовки, над которыми ещё работать и работать.

 

Arti
Ну нет у нас зимних садов и климат тяжеловат для содержания хороших коллекций, и живут большинство "Опытных" в городе, в квартирах, денег у нас на это нет, поэтому, что мы можем показать??? Кроме своих знаний. Бонсай это не конкретное дерево в плошке, это процесс познания природы и эстетического развития. Можно разбираться в бонсай и быть опытным в этом деле не имея деревьев которые не стыдно показать. Ну дохнут они у нас ещё на пути создания, по разным причинам, но основная из них условия содержания которые мы не можем обеспечить в силу разных реальных проблем с этим в городских условиях. А на селе этот бонсай почти никому ненужен, им бы просто выжить.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Да, я тоже считаю, что будущее - за породами, способными расти в открытом грунте.

 

Сергей, в нашем климате (Москва, Подмосковье и ближайшие регионы) выращивать бонсай уровня Японских и по методам как в Японии, даже с применением пород растущих в открытом грунте в нашей полосе, практически невозможно. Я думаю ты это сам понимаешь.
И вся проблема именно в климате, климат это не только морозы и т.п. это ещё и длительность периода вегетации и влажность и инсоляция. В Польше, Германии, Голландии из наших среднеполосных пород реально можно творить шедевры, у них пальматумы и гинкго на улицах растут как у нас ясени и липы, ты же это сам знаешь. В любом случае в обычных наших ,даже дачных условиях, нам никуда не деться от постоянной возни с защитой бонсай от внешних агрессивных факторов, даже при использовании местных устойчивых пород. Наши породы хорошо применять при создании т.н. "садовых бонсай", когда деревья постоянно растут в грунте, в этом им сложно сделать конкуренцию. А при плошечном выращивании, в любом случае деревья будут дохнуть и вымерзать, определённый немалый процент. И возни с ними будет не меньше чем с японскими.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Павел, не согласен. Вопрос в агротехнике и в подборе пород. Из принципиальных моментов: в нашем климате дерево должно большую часть жизни проводить не в плошке, а в ОГ, а в плошки помещаться только к выставке/демонстрации и т.п. Это, помимо прочего, в значительной степени нивелирует короткий вегетационный период. Но, конечно, определенная защита не помешает.
У меня, к сожалению, только недавно появилась хоть какая-то возможность для эксперимента (деревья, которые мы вместе с Jur'ом посадили). Лет через пять-семь елка и тис должны быть более-менее готовы к демонстрации. Думаю, в процессе и другие добавятся, так что тогда более предметно сможем поговорить. На уровень японских я, конечно, не замахиваюсь, но средний европейский уровень, я считаю, вполне достижим.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Павел, не согласен. Вопрос в агротехнике и в подборе пород. Из принципиальных моментов: в нашем климате дерево должно большую часть жизни проводить не в плошке, а в ОГ, а в плошки помещаться только к выставке/демонстрации и т.п. Это, помимо прочего, в значительной степени нивелирует короткий вегетационный период. Но, конечно, определенная защита не помешает.

 

Сергей, тогда мы теряем самую суть бонсай, мы теряем возможность наслаждения деревом в течении всего сезона и будем видеть дерево раз в год на выставке/демонстрации и т.п. Вся агротехника бонсай в этом случае полностью меняется и переворачивается, слишком уж разные принципы выращивания дерева в контейнере и на грядке, контейнер сдерживает рост, а грядка наоборот разгоняет. Я могу понять первичный разгон и наращивание массы в грунте, но потом нам это уже не нужно, нам же нужно затормозить дерево, а это можно сделать исключительно в контролируемых условиях контейнера (плошки).
Это уже будет не дерево в плошке а кустик на грядке.
Или, если я правильно понял твою версию, весной мы пересаживаем дерево в плошку, "хвастаемся" им, а осенью обратно в грунт? И так с периодичностью раз в несколько лет?

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не могу пройти мимо. Возможно мне показалось...
Я думал, что после кучи освоенной информации о режимах суперподкормки и способах обрезки мысль о том, что горшок у бонсай - это способ производства бонсай, осталась давно позади и этот миф развенчан. Но вот мы опять серьезно об этом говорим... Как же так, господа?
И еще одно. Мне кажется сомнительным утверждение о том, что дерево ДОЛЖНО содержаться в ОГ.... Это частный способ уйти от рутины или упростить условия содержания бонсай. Который, я уверен имеет свои минусы и не может быть употребим во многих случаях. Ну и тем более не является единственно верным...

Изменено пользователем jeday
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Павел, чем-то приходится жертвовать для достижения результата. Я предпочитаю время от времени не иметь возможности любоваться деревом в горшке, но сохранить само дерево. Оптимальное соотношение сезонов в горшке и в ОГ пока тема для обсуждения. В период формирования, видимо, два сезона в ОГ, затем один в горшке. Для условно готового дерева, возможно, будет нормально ежегодное чередование, что позволит избежать чрезмерного разгона. Таким образом, если иметь два десятка деревьев, то 7-10 из них будут доступны для любования. Вполне достаточно, на мой взгляд. Восприятие не будет замыливаться.

 

Александр, конечно, это частный случай, касающийся прежде всего холодных зон, где постоянное содержание деревьев в горшках затруднительно. У тебя в Крыму в этом нет никакого смысла.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Не могу пройти мимо. Возможно мне показалось...
Я думал, что после кучи освоенной информации о режимах суперподкормки и способах обрезки мысль о том, что горшок у бонсай - это способ производства бонсай, осталась давно позади и этот миф развенчан. Но вот мы опять серьезно об этом говорим... Как же так, господа?

Горшок является средством создания управляемой среды для растения, в ог мы ее не можем настолько четко регулировать полив и подкормку. Горшок это не способ создания бонсай а одно из средств в общем арсенале. К примеру, Вальтер Пал,у него под Мюнхеном очень жесткая вода, у них там даже на комнатных растениях это очень заметно. Как он решает эту проблему, особенно при выращивании азалий, он подобрал инертный субстрат очень водопроницаемый и очень активно поливает свои деревья каждый день, за счет этого он применяет бешеные дозы удобрений, которые, при обильном поливе, хорошо вымываются но при этом создается оптимальная среда для роста. Без горшка подобный метод в принципе не применим. Естественно применяя только "горшок" мы никогда не создадим бонсай, я в гбс в оранжерее много раз пересаживал большие деревья, метра по 2-3, растущие в 20-30 литровых горшках. Но японцы же не просто так деревья в горшках выращивают, а не на грядке.
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Откуда же появляются шедевры? Как я себе представляю. Если не брать в расчет трехсот- четырехсот летние … как их назвать то даже… деревья-национальные достояния, бесценные.
В начале/середине прошлого, ХХ века японец вырастил из семечка/выкопал/купил деревце, растил, наблюдал лелеял – передал сыну. Сын, впитав с детства знания, растил, наблюдал лелеял – передал сыну от дедушки. Таким образом, даже не идеально сформированное дерево имеет возраст 50-70 лет, что уже само по себе является достоянием. И вот мы любуемся или на видео, на фотографиях с выставки и т.д.
Если не по наследству.

 

Мне кажется, первое и главное, что нам сейчас необходимо - это научиться сохранять бонсай живым хотя бы в течение нескольких десятилетий. Повторю - это первое и главное в теме "шедевры бонсай". Если кому-то для этого необходимо выращивание дерева в ОГ, стало быть это правильно.
Давайте выскажемся - сколько максимально лет в культуре провело у вас живущее сейчас дерево, и сколько из них оно находится в плошке?
В прошлом году у меня погибла самая старая сосна-ямадори по моей же глупости. Формировалась она 12 лет, из которых последние три провела в плошке. Теперь самое "возрастное" - фикус, который живет у меня в квартире 10,5 лет.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Мне кажется, первое и главное, что нам сейчас необходимо - это научиться сохранять бонсай живым хотя бы в течение нескольких десятилетий.

Вот, Андрей четко сформулировал нужную мысль! Подписываюсь.
У меня в плошках пока никто долго не рос. В смысле, я пока не держу растения в плошках, только в горшках.
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кстати, Вячеслав в соседней теме говоря "зачем всё это, когда один фиг всё помре", тоже по сути об этом говорил.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если упоминать чисто горшечные, не видевшие открытого грунта, то моим трем фикусам лет 12-13 (точно не помню) и олива растет 10,5 лет.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мой первый эксперимент начался с трех сосен в 2000 году. Они были буквально выдернуты из щебня, которым отсыпана обочина дороги, с минимальным количеством корней и посажены в горшок. Выжило и здравствуют две. В 2003 добыто, таким же образом, еще две, которые выжили обе. Сосны сразу были посажены в горшки, которые с годами я уменьшал, но до плошек пока не дошел. Так что получается максимально 15 лет.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 3 года спустя...

Вто читаю я форум и от темы к теме вырисовывается мне всего одна проблема "болота" в развитии бонсай. А именно- отсутствие выставок. При чем выставок именно любителей, где они могут похвастать и посоревноваться. А еще лучше продать пару поднадоевших экземпляров более зеленым любителям бонсай. Дабы освободить место для новых творений. Тогда будут и мастера появляться. Новичков толпы. А еще начнет наконец развиваться Русская школа бонсай. Оценивать деревья на любительских выставках будут не японцы, а соотечественники. Своим чисто русским взглядом на прекрасное

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Елена Викторовна, а зачем далеко ходить?!
Откройте на форуме тему - "Выставка наших достижений", начните с себя.
Разместите пару-тройку своих питомцев, думаю что народ подтянется, жюри будет из опытных и профи, которые будут давать конструктивную оценку и указывать на недостатки.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Леонид Евгеньевич, до собственных тем со своими прутиками я еще не добралась. Поглощаю информацию. Да и фото не передает всей той бури чувств и эмоций которые вызывает бонсай, даже молодой. Моя цель вытащить бонсай на живое обозрение, чем я собственно сейчас и занимаюсь в своем городе. Соответствующая тема создана и я буду очень признательна вам за советы. Ведь Украина уже имеет опыт выставки любителей бонсай

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А чего стесняться, мы тут практически все чайники, мастеров нет.
Нет у нас ни традиций ни школ ни учителей ни мастеров, извините если какого мастера обижу.
Может 2 - 3 человека на всю страну, я имею ввиду всё постсоветское пространство.
Есть те кто может делать красиво, добротно, достиг высокого уровня, но чтобы это было искусством пока не видел.
Так что доставайте Ваши прутики и мы все за Вас порадуемся! :)

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Вто читаю я форум и от темы к теме вырисовывается мне всего одна проблема "болота" в развитии бонсай. А именно- отсутствие выставок. При чем выставок именно любителей, где они могут похвастать и посоревноваться. А еще лучше продать пару поднадоевших экземпляров более зеленым любителям бонсай. Дабы освободить место для новых творений. Тогда будут и мастера появляться. Новичков толпы. А еще начнет наконец развиваться Русская школа бонсай. Оценивать деревья на любительских выставках будут не японцы, а соотечественники. Своим чисто русским взглядом на прекрасное

 

Елена, выставки в стране проводятся, в Москве периодически выставляют свои коллекции Валерий Пител и Андрей Дарусенков. У Валерия деревья покупные из Японии, Андрей демонстрирует в основном свои. Деревья очень достойные, а чтоб оценить это, надо их посмотреть. Последняя выставка у Андрея была в Тарусе, но сейчас уже деревья перекочевали на зимовку... Так что нельзя сказать что выставок совсем нет. У кого есть деревья, тот их выставляет... Сколько деревьев - столько и выставок, так что давайте выращивать и формировать деревья! :) Будут деревья - будут и выставки... :)

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Елена, выставки в стране проводятся, в Москве периодически выставляют свои коллекции Валерий Пител и Андрей Дарусенков. У Валерия деревья покупные из Японии, Андрей демонстрирует в основном свои.

У Валерия и Андрея уже такой уровень,что они вполне могут выступать в роли судий на выставках любителей. Только любители очень сильно стесняются показывать свои деревья. Мне самой страшно. Ориентируясь на деревья Михалыча,мне и показать то нечего. Я сужу из реакции новичка на мои и мою реакцию на деревья опытного бонсаиста. Для студентов даже мои будут ууух. А уж деревья Леонида Михайловича...Это я к чему,нужно показывать свои деревья.Критика(конструктивная)заставляет расти. А иначе откуда возьмутся шедевры.У меня нет возможности поехать в Москву и уж тем более в Японию. Поэтому видимо из чистого эгоизма я хочу выставку в своем городе. Хочу создать себе бонсай среду которая не позволит мне закиснуть. Вполне возможно,что такое желание есть у многих,но за воплощение своих желаний берутся еденицы. На форуме проскакивали отдельные мысли о том что в Росси нет бонсай ферм и школ. Уж не знаю. Я только через поисковик нашла как минимум три питомника бонсай. Образовалась и школа в Питире. Считаю это прекрасным началом. Пока не наткнулась на эту же информацию на форуме. Может просто еще не дошла до этих тем. Было еще на форуме предложение устроить на юге(а именно в Сочи) бонсай мекку. Пока реализации этой идеи не вижу. И эта мысль не дает мне спать. Адыгея конечно не Сочи,но...Нужны сторонники. Их сейчас нет. Значит нужно либо искать дальше,либо растить. Пока ищу сторонников. Для взращивания мало опыта и познаний в бонсай
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
×
×
  • Создать...