Перейти к контенту

Подарок императрице Суйхо.


Рекомендуемые сообщения

Первое упоминание суисеки в Японии,и в этом сходятся почти все источники, относится ко времени правления императрицы Суйко (593-628),получившей в подарок из Кореи(государство Пэкче) камень(композицию из камней).И тут из работы Р.Стейна "Миниатюрные сады стран дальневосточного культурного региона" (Под этим названием в Санкт-Петербургской "Науке"2007 г. издана целая книга статей Франзузской Школы Дальнего Востока,базировавшейся в Ханое),узнаем что это была курильница для благовоний,в виде священной горы.Это был натуральный камень,помещенный в чашу,каторая ,в свою очередь,находилась в большом тазу-бассейне.В этом наружном бассейне было отверстие,позволяющее зажигать благовония.Именно отсюда берет начало современное устройство гор в бассейне,замечает автор,тут же приводя еще одну историю предшествующего правления.Император Ёмэй (586-587) заболел.Принц Сётоку(572-621),желая развлечь его,соорудил этот особый тип курительниц для благовоний-бошаньлу(кит.).Он изготовил таз-бассейн и украсил его вьющимися растениями,из камней и песка принц устроил пейзаж,представлявший горы и деревни.Там же были деревья,дома и башни,поставив курительницу в одну из хижин,крытых соломой,он зажег благовония и позвал императора. Итак-курительницы бошаньлу-они известны с начала династии Хань (206 г.д.н.э.-220г.) типичны для эпохи,еще их можно обнаружить в коллекциях древностей танской(618-907) и сунской(960-1279)эпох,но больше их не производили,появление миниатюрных садов следует отнести к началу династии Тан и даже к несколько более раннему времени.
Но и те и другие(курительницы бошаньлу и миниатюрные сады) призваны были показать замкнутый мир сада-универсума,сада-райской обители,островов бессмертных,места отшельничества святых даосов и т.д. Но при всем осознании эстетической роли,делалось это все таки не для забавы (даже в истории с Сётоку-император болен),а для привлечения обитателей небесных миров т.е. с целями магическими.Вспомним,что во всех культурах магическое предшествует искусству.И даже много позже это сознавалось,правда уже как некая туманная магическая сила-в "Записях на досуге наслаждающегося уединением" Ту Луна (эпоха Мин(1368-1644) сказано,что пейзажи в бассейнах были не только предметами любования,но и защитой от злых духов.Действительно,чем больше воспроизведение природного объекта за счет уменьшения удаляется от реальности,тем скорее оно приобретает магический или мифический характер.Устроить парк,содержащий полный набор всех имеющихся во вселенной существ и сущностей,чем грешили императоры,как китайские так и римские,это уже само по себе магический акт-концентрация вселенной в ее центре,столица,жилище императора,монарха. Но уменьшить этот же парк до мизерных размеров и представить в наиболее удобном виде,доступном в любой момент-это перевести из фактической действительности в мир "большей" реальности-в мифическую сферу.Буддийские выражения "Мир в зерне"и "Мир Закона в одной пылинке" и описывают такую магию-увидеть вселенную в цветке,мириады миров в песчинке.
Итак, магически создаваемое святое место,райский уголок,мир бессмертных с одной стороны привлекает защиту(на горках высаживаются лекарственные травы,роса-элексир луны, собирается для питья в углублениях камня) ,а с другой служит порталом ухода (истории с ушедшими в пейзаж даосами),получения состояния "Чистая пустота"(самадхи).
Безусловно подарок из Пэкче нес такую магически-обереговую благопожилательную нагрузку.
Вся эстетика подчеркнуто иньская,матриархальная,даосская(шаманы-медиумы в эту эпоху женщины),буддизм только садится на местную синтоиско-шаманскую почву-мир еще матриархален(в Японии,Вьетнаме и Корее)до мускулинного жесткача Дзена еще 7 веков.Хронологически одновременное появление бошаньлу и легенд о 3-ех островах бессмертных не случайно.Итак,вероятнее всего камень императрицы был 3-ех вершинным.В соответствие с эстэтикой(даосской) и назначением(магическим) также широко использовались не только камни,но и дерево-предпочтительно плавник("еще более счастливыми являются те,что плавают в воде или же лежат затопленными сотни лет."-автор Су Сюнь(1009-1066)).
Еще одна история из статьи о совершенно другом времени и стране.Великий поэт,философ и художник(тогда это называлось гораздо проще-одним словом -вэнжень-человек культуры) Су Ши (Су Дун-по. 1037-1101) жил в местности Чоучи,питая слабость к причудливым миниатюрным скалам,он купил камень,в котором смешивались эеленый и белый цвет,и назвал его Чоучи-реальное знаменитое место.На вершине горы находилось озеро(чи)-отсюда и название,озеро окружала равнина с четырех сторон ограниченная высокими уступами.Местность еще была примечательна тем,что там имелось отверстие,через которое подземными путями можно было сообщаться с небом Сяо-ю(Чистая пустота).Это место ассоциировалось с островом-горой Пэнлаем.
Су Ши восхищался неким камнем из Цзянчжоу,владельцем которого был Ли Чжэнь-чэнь,этот камень имел 9 пиков,Су Ши купил его несмотря на то,что цена была очень велика-100 золотых монет.Он назвал его "Гора Цзюхуа,находящаяся в середине сосуда ху"(Даосское святое место,пещера уединения,гора ,плавающая в океане бессмертия под замкнутым небом тыквы горлянки(ху)-комплекс понятий даосской алхимии).
Цзюхуа название горы с девятью пиками,имеющими форму лотоса,ее второе названиеЦзюцзышань-"Гора девяти детей".Камень,купленный Су Ши очень подходил для того чтобы представлятьреальную гору,к тому же важным было то что он намекал на многочисленное потомство.Су Ши написал поэму,посвященную своей скале:
Чистые ручьи сбегают с кручь,словно молнии,
их истоки теряются в облачных пиках.
Это напоминает внезапное пробуждение в середине сна,
небо голубое,как перья зимородка.
Нет ничего печального в пяти горных хребтах,
по ту сторону раскинулись тысячи горных пиков.
Сегодня(гора)Цзюхуа находится в сосуде ху.
Воды Небесного озера спускаются многими ярусами.
Яшмовые девы переглядываются через окна.
Думая,что моя (гора) Чоучи слишком одинока,
Я заплатил за этот светлый зеленоватый (камень)
сто золотых монет.
И третья историйка-на корпусе древних колоколов имелись продолговатые выступы,называемые "сосцы"."Сосцы каменных колоколов" так обозначали сталактиты.Легендарные правители древности удалялись в "небеса-пещеры" пить нектар бессмертия с "сосцов небесного колокола".Поскольку сталактиты и сталагмиты ассоциировались с питательной силой,монахи устанавливали их в качестве миниатюрных гор в бассейновых садах.У этих садов в миниатюре помимо прочего было еще одно назначение-в них должна была собираться утренняя роса(питье бессмертных и даосских адептов)
Некий монах купил камень из Линьаня."Он поместил егов квадратное помещение,со всех сторон пещеры в камне углублялись удивительным образом,а гроты были извилисты.В расселинах этого камня росла очень старая японская мушмула,в отверстии утеса постоянно оседала капля росы.Он назвал это сооружение "изначальным жилищем камней"."(Систематический перечень камней Юньлиня-Юнь линь ши пу") А был еще "Хуаншань сун ши пу"-"Систематический перечень сосен и скал горы Хуаншань"-автор Минь Линь-сы-гиганский массив Желтых гор в нескольких часах от Шанхая,что после этого сочинения партейцев,так-почеркухи на полях.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
×
×
  • Создать...