Перейти к контенту

Как понимать и оценивать бонсай.


Рекомендуемые сообщения

Как понимать и оценивать бонсай. Часть 1.

 

Бонсай или "небонсай"? Есть ли правила и каноны? Какие критерии позволяют назвать конкретное "дерево в плошке" этим гордым именем, либо отрицать его принадлежность к этому классу?
Данный материал составлен на основе публикаций в интернете, нашем и англоязычном.

 

"Часть 2. Правила бонсай и критерии оценки" расположена здесь

 

Часть1. Общие положения.

 

Несмотря на то, что родиной «дерева в плошке» является Китай, именно японские мастера на протяжении столетий разрабатывали определенные правила и каноны, формирование бонсай было доведено ими до той степени, которая позволила этому занятию называться искусством и создавать уникальную художественную форму. Именно поэтому японский стиль является эталоном и в наши дни, а эти чудо-растения так поражают наш глаз и воображение.

 

Сразу надо оговориться, что японцы могут называть бонсай не только дерево в плошке, но и любое растение, отвечающее определенным правилам. Однако здесь мы будем говорить о традиционном бонсай, для создания которого используются растения с одеревеневшим стеблем – деревья, иногда кустарники.

 

Возраст некоторых экземпляров в коллекциях японского императора и некоторых мастеров бонсай превышает 500—700 лет, эти композиции считаются национальным достоянием и стоят немыслимых денег. Однако искусство бонсай состоит не столько в том, чтобы дерево дожило до нескольких сот лет (хотя и это искусство!), сколько в создании иллюзии, что дерево, которому «всего» 20 выглядит на 60, а которому «всего» 30 или 50 лет, выглядит на 200. Присмотревшись, вдруг начинаешь понимать, что не величина и не возраст поражают и очаровывают при встрече с бонсай, а идеальные пропорции, удивительная гармония размеров и формы, воспроизводящих образ дерева, увиденного в природе.

 

Так же, как скульптор, работающий с определенным материалом, знает его свойства, будь то камень или металл, а художник разбирается в красках и растворителях, так и создатель бонсай должен знать и понимать растения, с которыми он работает. Так же, как скульптору и художнику помогают в их работе ремесленные навыки, создатель бонсай использует различные технические приемы.

 

В природе дерево формируется под влиянием множества факторов – солнце, дождь, ветер, снег, холод, тепло, пространство – все это оказывает влияние на рост дерева, его форму и силуэт. Неповторимый облик дерева – это всегда результат его жизни, итог борьбы и выживания. А в искусстве бонсай почти все перечисленные факторы заменяет видение и рука мастера.

 

При формировании дерева мастер бонсай должен учесть множество факторов – характерную форму кроны, особенности ветвления, место и время закладывания цветочных почек, расположение и степень пробуждения "спящих почек", реакцию растений на обрезку корневой системы и побегов, особенности почвенных смесей для разных растений и многое другое.

 

И хотя известные мастера утверждают, что бонсай - это соотношение 90% искусства к скудным 10 % садоводства, нужно отметить, что успешный бонсай в большой степени является шедевром садоводства, т.е. знания и применения агротехнических приемов. Этому предшествуют и наблюдения за деревьями в природе, и непосредственно опыт работы с растениями. Если просто посадить дерево в плошку и позволить развиваться по природным правилам – результатом будет просто дерево в горшке, да и жить оно будет очень недолго.

 

В книге «Художественные основы дизайна бонсай» признанный мастер бонсай Энди Рутледж* перечисляет признаки, которые делают композицию бонсай совершенной:

  • бонсай навевает воспоминания: это заставляет нас чувствовать
  • бонсай естественен: это часть природы
  • бонсай провокационен: это заставляет нас думать
  • бонсай – единое целое: это создает композиционную целостность
  • бонсай интересен: это вовлекает зрителя в композицию
  • бонсай описателен: рассказывает истории места или жизни
  • бонсай динамичен: это воплощение жизни и жизнестойкости
  • бонсай умен: он решает проблемы
  • бонсай обладает движением и ритмом: он ни монотонен, ни хаотичен

Все перечисленные признаки в конечном счете и определяют художественную ценность бонсай.

 

"Увидеть великое через малое " – вот принцип, которым руководствуются мастера бонсай более тысячи лет, убирая все лишнее, отвлекающее от задуманного образа дерева.

 

Согласно принципам дзэн, «дерево есть само дерево плюс пустота, которая его окружает». Это - то, что определено выражением "небеса и земля в одном контейнере". Дерево размещается в контейнере не по центру не только потому, что симметрия редко встречается в природе. Главная идея в том, что точка центра – это символическая точка, где небеса и земля встречаются, и ничто другое не должно занимать это место.

 

Японские стили бонсай просты, лаконичны и естественны, они максимально приближены к природе, при этом полны изысканности и величия. Бонсай всегда должным образом отличает естественность и тонкость гармонии. Какая бы причудливая форма ни была придана, бонсай всегда напоминает зрителю реальное взрослое дерево. Но при этом художник никогда не должен стремиться копировать природу, он скорее выражает личную эстетическую философию, управляя природой. Бонсай во всех случаях должен выглядеть естественным и зритель не должен видеть вмешательства человеческих рук.

 

Простота в бонсай подразумевает естественность и отсутствие излишней декоративности, это свобода от ненужных сложностей. Мастер бонсай устраняет всё, в чем нет необходимости. Редко встретишь бонсай, украшенный шарами, колокольчиками, флажками или керамическими фигурками. Японский термин wabi, означающий “богатство самодостаточно и не нуждается в дополнениях” полностью соответствует бонсай. Если бонсай совершенен, нет необходимости в украшениях. Здесь, как нигде, уместен принцип “Чем меньше – тем лучше».

 

Правила и гармония во всем…

 

Вот некоторые правила, по которым выращиваются и формируются бонсай.

 

Хотя бонсай должен быть красив со всех сторон, всегда есть наиболее интересная, и без труда должно определить передний, наиболее зрелищный план (фронт) бонсай по следующим признакам: свободно видно две трети ствола; вторая или третья ветви направлены от зрителя и придают бонсай пространственную глубину. Фронтальный план бонсай выглядит наиболее эффектно и создает непосредственное восприятие его как естественно растущего дерева.

 

Ствол и ветви — центральные и основные элементы дерева, именно они создают необходимый образ. Если мы присмотримся к деревьям в лесу, то обязательно заметим, что молодые деревья, как правило, растут прямо. Но с течением лет, линии становятся более асимметричными и случайными. Так и в бонсай прямые линии считаются неинтересными и исключение составляют деревья, сформированные в стиле «правильное прямостоящее дерево».

 

А вот растения, которые отходят от земли под углом и которым присущи извилистые движения ствола и ветвей, создают иллюзию возраста, преодоления сил природы. Поэтому изначально выбирается материал и фронты для деревьев, которые показывают интересное движение или же это движение формируют соответствующими методами.

 

Ствол – это то, что задает «важность» дерева, его характер. Невыразительный ствол приводит к тому, что и сам бонсай кажется нам невыразительным. Древние деревья имеют тяжелые широкие стволы в основании, которые постепенно сужаются и становятся конусообразными по мере приближения к вершине дерева. Аналогично, ствол бонсай должен постепенно сужаться к верхушке дерева, образуя красивый силуэт, что и называется сбежистостью. Особую выразительность придает деревьям старая, шершавая кора. Между ветвями бонсай всегда есть открытые области, демонстрирующие красоту ствола.

 

Именно ствол определяет, как мастер будет формировать остальную часть дерева - ветви и корни. Ветви следуют ритму, установленному стволом: если ствол изогнут, то и ветви изогнуты; если ствол прямой, то и ветви также должны быть прямыми; а если ствол наклоняется в какую-либо сторону, то ветви в противовес направляются в другую. При этом, формируя дерево, следует избегать острых углов, поскольку кривые линии рождают спокойное и нежное чувство.

 

В японском языке большое количество терминов практически для всего, что только можно вообразить себе в искусстве бонсай. Вот и распределение ветвей на стволе имеет свое название — эдабари. Так вот, эдабари должно быть последовательным, постепенно уменьшаться снизу вверх. Вы никогда не увидите в бонсай пересечение ветвей или “эффект колеса”, когда несколько ветвей растут из одной точки.

 

Смотрим дальше и понимаем, что угол, под которым ветви отходят от ствола – важный показатель, по которому тоже можно судить о возрасте дерева. Молодые деревья имеют структуру ветвей, которые стремятся к свету и их рост направлен вверх, в то время как на старых и зрелых деревьях ветви повисают с возрастом под тяжелым весом листвы и под шапками снега зимой. Понимая это, необходимо использовать специальные приемы для изменения направления движения ветвей на молодом растении. В бонсай большие нижние ветви отходят от ствола плавно, клонятся вниз, как бы слегка прогибаясь под тяжестью собственного веса, а дальше — слегка поднимаясь, как это происходит с взрослыми деревьями в природе. Подобное расположение в культуре бонсай имитирует природный вид старого дерева и тоже создает визуальное ощущение его "возраста". Кроме того, отсутствие ветвей в самой нижней части ствола, ясно видимая их ветвистость в средней части также придают бонсай ощущение "возраста", отличающего миниатюру от кустарника или молодого деревца.

 

Первая, самая нижняя ветвь дерева – самая выразительная, имеет наиболее интересную фактуру и располагается примерно на границе первой трети высоты ствола от земли. Эта ветвь всегда повернута вправо или влево и никогда не может быть обращена прямо на зрителя или уходить назад. За первой вверх следует ветвь, которая смотрит в сторону, противоположную первой, а третья – уходит назад, далее появляется ветвь, смотрящая на зрителя, но не прямо, а чуть отклоняясь влево или вправо, чтобы не заслонять дерево. Так формируется пространственная глубина бонсай.

 

Чем выше располагаются ветви, тем меньше их длина, тем тоньше они становятся и тем меньше расстояние между ними. В конечном итоге силуэт хорошо сформированного дерева напоминает нам треугольник. Более, того, идея треугольника, как правило, присутствует не только в общем силуэте дерева, но и в каждой отдельной его части, силуэт треугольника так или иначе прослеживается во всех стилях. Это неудивительно и объясняется просто: дерево, по восточным учениям, связывает землю с небом, демонстрируя постоянное триединство.

 

На взрослых деревья часто можно увидеть часть ствола или ветви целиком, сломанные сильным ветром или снегом, которые с течением лет отмирают. Подсмотрев в природе, художники при формировании бонсай иногда создают эффект засохших ветвей или ствола для усиления иллюзии возраста дерева – джин (мертвая ветвь) и шари (мертвая часть ствола).

 

"Внушительный" облик дерева предполагает разросшиеся, извилистые корни, которые лежат на поверхности земли. Корни создают впечатление, что дерево растет много лет и прочно держится в земле, как бы говоря зрителю: "Я - здесь. Я было здесь в течение долгого времени и я очень устойчиво на этой земле". В искусстве бонсай формированию корней уделяется особое внимание, и японский термин нэбари определяет красивые корни как систему мощных, структурных, выступающих и располагающихся на поверхности почвы. Эти корни радиально отходят от ствола во всех направлениях и образуют красивое, мощное и уравновешенное оптическое начало дерева.

 

Как и заложено в самом слове бонсай, дерево и контейнер, в котором выращивается растение, формируют единую гармоничную композицию. Традиционно используются фаянс, глазурованная и неглазурованная керамика. Окраска контейнеров может быть самой разнообразной: белой, бежевой, светло-зеленой, желтой, оранжевой, различных оттенков синего и коричневого, реже — черной. Разнообразны контейнеры и по форме — есть прямоугольные, многоугольные, квадратные, круглые, овальные, фигурные. И, несмотря на это разнообразие и личный вкус, при выборе контейнера соблюдаются некоторые общие правила и мастера бонсай очень тщательно подходят к их подбору. Форма, фактура, цвет контейнера должны дополнять эти же качества самого дерева. Только при выполнении этих условий композиция становится бонсай. Правильное гармоничное сочетание деревца и контейнера, в котором оно находится, называется хатиуцури. Можно без преувеличения сказать, что контейнер подобен красивой раме, в которую помещает картину художник, а неудачно подобранная рама способна испортить все впечатление от картины. Главное правило – контейнер не должен ни цветом, ни формой отвлекать внимание от самого растения, но не должен и сливаться с ним, поэтому подбирают цвета, контрастирующие с окраской листьев, ствола или цветков дерева.

 

Исходя из этих правил для хвойных растений обычно подбирают контейнеры строгие, лаконичные по форме и сдержанные по окраске, придающие бонсай основательность и устойчивость. Так, неглазурованный прямоугольный контейнер темно-коричневого или серого цвета будет очень хорошо сочетаться с можжевельником или сосной. А вот листопадные деревья с красивой осенней окраской, цветущие и плодовые растения интереснее смотрятся в более «легкомысленных» ярких контейнерах.
Почва в контейнер насыпается обычно вровень с краями или, что лучше, немного выше под выступающие на поверхность корни. Несоблюдение этих правил может привести к дисбалансу и дисгармонии, и как бы ни было прекрасно и правильно сформировано дерево, эстетический эффект будет потерян.

 

* Книгу Э. Рутледжа "Artistic Foundations of Bonsai Design" можно найти по адресу
http://www.andyrutledge.com/book/

Вопросы и обсуждение этого материала предлагаю продолжить в теме Что такое бонсай.

 

© Материал подготовлен Jur специально для http://www.bonsaiforum.ru. Перепечатка возможна только при указании активной ссылки на данный сайт.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость
Эта тема закрыта для публикации сообщений.
×
×
  • Создать...