Перейти к контенту

Внешний вид бонсаи: обязательные элементы


Рекомендуемые сообщения

Ниже привожу перевод самой для меня важной части замечательной книги
Artistic Foundations of Bonsai Design, Andy Rutledge.

 

В продолжение начатого Jur цикла статей "как понимать и оценивать бонсаи"
Часть 1
Часть 2
а также вечного вопроса и приснопамятной дискусии о том, почему одни деревья в плошках можно называть бонсаи, а другие - нет.

 

Рисунки, иллюстрирующие текст, взяты из первоисточника, указанного выше.

 

Художественные основы искусcтва бонсаи.
Внешний вид бонсаи как язык изобразительного искусcтва.
Энди Рутледж.

 

Удачная работа художника бонсаи - это не столько ствол, ветви, листья, а история и эмоции, которые художник
хочет сообщить: человеческие чувства и мысли, которые должны быть переданы зрителям.
Особенность искусства бонсаи состоит в том, что само дерево, контейнер и прочие сопутствующие элементы служат художнику изобразительными средствами.

 

Создание наполненного смыслом изображения природы с помощью бонсаи не так просто, как может показаться.
Поскольку бонсаи - не могучее дерево, растущее где-нибудь в поле или в горах, а довольно маленькое, выращенное в горшке, художник бонсаи производит над ним множество художественных преобразований. Точно так же, как живописец для выражения своей мысли использует мазки краски на холсте вместо реальных людей или реальных деревьев, а композитор использует ноты и звуки различных инструментов вместо речи или видео.

 

Для компенсации значительного различия в размере, перспективе, окружении и возрасте бонсаи и деревьев в природе художник бонсаи вынужден применять весьма остроумные приемы, создающие некоторые зрительные иллюзии. Эти техники служат художнику выразительными средствами, которые помогают создать у зрителя нужное впечатление и чувства.
Эти выразительные средства суть синтаксис художественного языка бонсаи.

 

Визуальные характеристики как выразительные средства искусства бонсаи.

 

I. Размер.
Размер - наиболее очевидное различие между обычными деревьями и бонсаи. Бонсаи обычно имеют размер не больше 90 см.
Чаще всего посредством бонсаи изображают очень большие деревья, и чтобы создать достоверный образ, приходится прибегать к специальным приемам.
Вот некоторые из них.

 

1. Легкий наклон дерева вперед.
http://andyrutledge.com/book/assets/img/upinto.jpg
Размещение ствола таким образом, чтобы дерево, особенно крона, изгибались в сторону зрителя, создает впечатление, что дерево возвышается над вашей головой.
Обычно когда мы смотрим на дерево, мы стоим на земле в непосредственной близости от него. Вид дерева с этой точки является для нас привычным.
Наклон бонсаи в сторону зрителя дает приблизительно ту же перспективу, и это помогает придать бонсаи вид большого дерева.
(примечание переводчика: хотя в буквальном смысле в тексте идет речь о наклоне дерева вперед, но эффект взгляда на дерево снизу создается скорее особым расположением кроны - с легким креном спереди назад, таким образом, что зритель может как бы заглянуть под полог кроны. Этот результат можно получить, если, вместо наклона дерева вперед, придать ему изгиб, повернутый выпуклой стороной к зрителю.)
2. Соотношение ветвей и ствола.
http://www.andyrutledge.com/book/assets/images/photos/btphotos/pineyoung.jpghttp://www.andyrutledge.com/book/assets/images/photos/btphotos/pineold.jpg
Основная особенность молодых, некрупных деревьев состоит в том, что их ветви в основном имеют довольно большие размеры относительно высоты и толщины ствола. У бонсаи можно дополнительно усилить иллюзию большого дерева, если уменьшить размер ветвей относительно ствола дерева. То же самое относится и к ширине кроны. Чем короче ветви, тем более высоким кажется дерево.

 

3.Уменьшение междоузлий к вершине.

 

Когда мы смотрим с земли вверх на крону, ветви кажутся расположенными тем ближе друг к другу, чем выше они расположены.
Хотя это довольно обычное свойство деревьев, привычная для человека точка зрения еще усиливает впечатление, и верхние
ветви кажутся расположенными практически рядом друг с другом. Нам кажется, что расстояния между ярусами ветвей заметно уменьшаются по мере того, как наши глаза поднимаются по стволу от основания к вершине.
В бонсаи эту особенность можно слегка подчеркнуть, что поможет усилить впечатление большого размера дерева.

 

II. Перспектива.

 

Для нас привычно видеть дерево (когда мы смотрим на него в природе) с небольшого расстояния и с уровня земли. С этой точки самая большая часть ствола, основание, находится от нас относительно близко. Остальные части дерева находятся дальше и над нами. Эта позиция делает особенно заметной конусовидность ствола. Ствол кажется очень сбежистым и кроме того перспектива подчеркивает толщину ствола в сравнении с его высотой.

 

1. Подчеркнутая сбежистость и толщина ствола.
Для зрителя, глядящего на бонсаи, можно также создать иллюзию привычной перспективы.
Это достигается прежде всего подчеркнутой сбежистостью и утрированной толщиной ствола бонсаи.
Именно к этому относится пресловутое правило соотношения высоты бонсаи и толщины его ствола.

 

Ниже на фотографиях можно видеть, как расстояние от наблюдателя до дерева влияет на соотношение видимой толщины и высоты ствола.
http://www.andyrutledge.com/book/assets/images/photos/far.jpg
На фотографии изображен платан, видимый с большого расстояния. С этой точки зрения мы видим пропорции дерева почти такими, как в действительности.
Соотношение толщины ствола к высоте примерно 1:19. В искусстве бонсаи такая пропорция возможна разве что для дерева в литературном стиле.
Для прочих бонсаи более обычны пропорции от 1:3 до 1:12, поскольку так они лучше смотрятся (впрочем, не всегда).
Это происходит потому, что мы стараемся создать впечатление очень большого дерева, и это соотношение более соответствует тому, что мы видим с нашей обычной позиции, прогуливаясь в парке или в лесу.
http://www.andyrutledge.com/book/assets/images/photos/closer.jpg
На фотографии платана, сделанной с более близкого расстояния, пропорция уже около 1:10 (это почти в 2 раза больше, чем на предыдущем фото).
Можно видеть,что то же самое дерево уже выглядит более сбежистым и с более мощным стволом.
Работая с бонсаи, мы добиваемся того же самого эффекта.
http://www.andyrutledge.com/book/assets/images/illustrations/moyofar.gifhttp://www.andyrutledge.com/book/assets/images/illustrations/moyomedium.gifhttp://www.andyrutledge.com/book/assets/images/illustrations/moyoclose.gif
Обратите внимание, что изображенные на рисунках деревья легко могут оказаться одним и тем же деревом, видимым с разных точек: издалека, ближе, совсем близко. Полезно учитывать эти пропорции при формировании бонсаи.
http://www.andyrutledge.com/book/assets/images/photos/btphotos/2a4.jpg
Не стоит следовать постоянно одному и тому же соотношению толщины и высоты ствола.
В бонсаи эта пропорция в большей степени определена образом, который требуется выразить, чем любым жестким правилом.
Соотношение толщины к высоте - лишь средство создания нужного впечатления. Если использовать одно и тоже соотношение для всех своих деревьев, смысловое значени этого приема приблизится к нулю.

 

Небольшие соотношения (1:3) служат для подчеркивания близости, мощи, возраста и силы. Большие соотношения (1:10) соответствуют удаленности, изяществу, или специфическим внешним условиям, которые формируют литературный стиль.
Необходимо научиться творчески выбирать это соотношение в соответствии с замыслом композиции.
Соотношение толщины и высоты ствола должна усиливать основную мысль композиции бонсаи, а остальные ее элементы должны соответствать основному соотношению.

 

III. Возраст

 

Как уже говорилось, в искусстве бонсаи деревья часто изображают архетипические идеалы. Как правило, бонсаи формируют так, чтобы передать ощущение большого возраста. Вне зависимости от того, какую индивидуальность мы стремимся выразить с помощью бонсаи, впечатление огромного возраста практически всегда является составной частью замысла.
Однако, подавляющая часть деревьев, с которыми приходится работать, относительно молоды. Спустя многие годы формирования признаки возраста появятся, однако мы хотим, чтобы и более молодые деревья выглядели как очень старые.
Таким образом, художнику бонсаи приходится прибегать к специальным приемам увеличения возраста.
В группе бонсаи можно использовать деревья разных возрастов (видимых возрастов), чтобы добавить в композицию динамики. Точно так же композитор или музыкант вводит в мелодию более мягкие и тихие звуки, чтобы подчеркнуть более громкие и низкие ее ноты, молодые деревья в композиции составляют интересный динамический контраст с более старыми.

 

1.Нисходящий наклон ветвей.
Один из способов указать на возраст бонсаи это направить его ветви вниз. С возрастом вес ветвей дерева увеличивается и заставляет их гнуться к земле. Кроме того после обильных снегопадов некоторые ветви наклоняются под весом снега, и со временем таких становится все больше.Эта особенность обычна для хвойных, но у листопадных деревьев встречается так же довольно часто.

 

2.Хорошо развитая структура поверхностных корней.
По мере роста дерева его корни обычно становятся более заметными и развитыми чем у молодых деревьев.
Относительный видимый возраст бонсаи повышается, если его корни хорошо развиты.

 

3. Преувеличенная толщина ствола.
http://www.andyrutledge.com/book/assets/images/photos/oakstyle.jpg
Во многих случаях очень старые деревья имеют большой, даже очень большой ствол по сравнению с высотой.
В сочетании с описанным выше эффектом перспективы, эта особенность подчеркивает не только возраст, но и размер дерева.

 

4. Открытая крона.
Пышные кроны, скрывающие структуру дерева, свойственны скорее молодым и среднего возраста деревьям и очень редко - старым. У старых деревьев крона становится более редкой и открытой.
Разреженная крона бонсаи наряду с другими чертами может помочь добавить дереву возраст.

 

5.Хорошо видимая структура ветвей.
http://www.andyrutledge.com/book/assets/images/photos/btphotos/str1.jpg
Как было сказано выше, молодые деревья имеют более густые кроны, которые скрывают довольно худосочную структуру ветвей.
С возрастом структура ветвления становится все более сложной и выразительной. В то же время и крона становится более разреженной, так что структура ветвления становится хорошо видна. Поскольку хорошо видимая структура ассоциируется у нас с более старыми деревьями, бонсаи можно придать вид очень старого, если формировать так, чтобы структура ветвления была хорошо видна.

 

6. Следы повреждений.
В течение жизни деревья постоянно подвергаются действию различных сил природы: холода, ветра, болезней, паразитов и т.п.
Внесение в образ бонсаи следов таких воздействий поможет усилить впечатление долгой жизни.
Важно помнить, что такие повреждения не должны казаться свежими. Чтобы быть убедительными, шрамы должны быть заполнены живой тканью. Шрамы не должны быть круглыми, а сокрее неправильной формы. Мертвая древесина должна быть состаренной, не выглядеть только что срезанной.
Сломанная макушка должна выглядеть так, как будто это произошло давным-давно.

 

7. Грубая кора (индивидуально для разных видов).
В начале жизни деревья имеют гладкую и тонкую кору, у многих с возрастом она становится грубой и потрескавшейся. На дереве обычно участки грубой, хорошо развитой коры сочетаются с гладкой молодой корой молодых ветвей.
Очень старые деревья обычно покрыты грубой корой целиком, за исключением очень тоненьких веточек.

 

Чтобы кора созрела, потребуется много времени, но бонсаи с плотной, шершавой, грубой корой выглядит старше, чем покрытое молодой тонкой корой или имеющее грубые участки коры лишь в некоторых местах.
Существуют способы ускорить процесс созревания коры, но наиболее эффективное средство - просто время.

 

IV. Окружение.

 

Рассказать историю - может быть самая важная часть искусства бонсаи. А самая важная часть этой истории обычно связана с тем, что говорят окружение и сопутствующие элементы экспозиции.
В природе деревья растут в естественной обстановке. В отличие от них бонсаи оторваны от своего окружения и растут в контейнере. Художник бонсаи должен сделать окружение бонсаи, важнейшую часть истории каждого бонсаи, одним из своих выразительных средств.

 

1. Элементы экспозиции.
Существует много способов дополнить оформление бонсаи, и большинство из них представляют собой традиционные элементы, используемые для демонстрации бонсаи.
Хорошим решением может быть растение-акцент, происходящее из природной среды, присутсвие которой вокруг бонсаи художник хочет обозначить.
Точно так же, нужное впечатление может создать свиток с изображением горной гряды, болотного растения, бури или одинокой горы.
Обычно для экспозиции бонсаи используют специальные столики, которые исполняют несколько функций.
Прежде всего, это формальный элемент. Экспозиция бонсаи обычно очень традиционна и столик помогает это выразить.
Кроме того, столик помогает подчеркнуть различие уровней важности и/или географического положения элементов экспозиции. Это также часть формальной стороны экспозиции.
К примеру, растение-акцент может иметь свой собственный маленький столик, но бонсаи - центр композиции, и поэтому оно стоит на более высоком столике.
Напротив, полевые виды бонсаи могут располагаться на низком столике, тогда как дополняющий композицию суисеки, изображающий отдаленную гору, может располагаться на более высоком столике, в соответствии с тем, как эти элементы располагаются в природе.

 

2. Контейнеры.
Размер и форма контейнера могут помочь в создании подходящиего окружения для бонсаи. Существует несколько способов использовать их для этой цели.
Важно отметить, что сейчас речь не идет об обычном соответствии контейнера дереву.
Фундаментальные принципы подбора контейнера необходимо постигнуть прежде, чем приступать к попыткам использовать контейнер как выразительное средство, о чем и пойдет дальше речь.

 

3. Дерево, растущее в расщелине скалы.
Неглазурованный контейнер, чья высота превышает ширину, помогает создать впечатление утеса, в расщелине которого растет дерево.Это особенно хорошо подходит к дереву в стиле каскад с относительно тонким стволом.
Другой вид контейнера, пригодный для той же цели - контейнер в форме полукруглого черепка. Такие контейнеры обычно имеют текстуру камня, а то, как такой контейнер поддерживает основание бонсаи, помогает усилить впечатление того, что дерево растет в трещине скалы.
http://www.andyrutledge.com/book/assets/images/photos/rockpot2.jpg
Более буквальный способ - это посадить дерево непосредственно на камень. Этому соответствует стиль "корни на камне" или стиль "сайкей", когда дерево сажают в трещину или в грунт, размещенный на камне.
http://www.andyrutledge.com/book/assets/images/photos/btphotos/3m1.jpg
4. Дерево, растущее на равнине.
Широкий и плоский, овальный, круглый или прямоугольный контейнер помогает создать впечатление широкого луга. Плоский отогнутый ободок контейнера позволяет усилить ощущение широты.
http://www.andyrutledge.com/book/assets/images/photos/btphotos/3n3.jpg
Этот образ более всего подходит для деревьев, которые часто встречаются в полях и сформированы в стиле "метла" и близких к нему.

 

5. Дерево, выросшее под ветром в степи.
http://www.andyrutledge.com/book/assets/images/photos/btphotos/3o1.jpg
Плоская плита, используемая для посадки дерева, помогает усилить впечатление от дерева, согнутого ветром.

 

6. Лесной холм.
http://www.andyrutledge.com/book/assets/images/photos/elmsonslab.jpg
Мелкий овальный контейнер и каменная плита - оба эти способа помогают создать холм для изображения леса из группы деревьев бонсаи.В этом случае очень полезно сделать поверхность земли слегка выпуклой.

 

7. Мох.
Мхи различных видов широко используются для укрывания корней бонсаи на выставках. Толстый ковер пушистого мха создает впечатление густой травы. Этот эффект сам по себе может быть привлекательным, однако мох также может служить для добавления специфического контекста в композицию.
Мох создает впечатление долгой жизни и непрерывности. Возможно, дерево пересажено всего пару недель назад, но если мох размещен на грунте правильно, можно создать впечатление, что дерево растет в этом контейнере десятки лет или даже веков.
Эффект будет еще сильнее, если дать мху время вырасти на поверхностных корнях и даже на стволе.
Важно помнить, что мох не всегда подходит и даже может быть вреден для коры дерева.
Когда в композиции используются мхи разных видов, это создает впечатление горного луга или даже мшистого ущелья в горах.
Пестрый ковер из разных видов мха скорее указывает на суровые условия жизни, тогда как ровный покров - на благополучие и спокойствие.
Если на мхе есть плодовые коробочки, они должны быть повернуты в одну сторону, в ту же, куда направлен рост самого бонсаи.
Эта маленькая деталь может как завершить, так и разрушить гармонию композиции.

 

Вот несколько буквальных ссылок на живую природу, которые могут быть весьма полезны как выразительные средства в искусстве бонсаи.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

спасибо большое!!
очень интересно,полезно,занимательно!

 

только не понял про наклон дерева в первой главе))??

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Это лишь моепредположение.
Если, следуя логике автора, обратить внимание на то, как именно видится нам дерево в привычном ракурсе (ствол скорее в фас, но крона- скорее немного снизу)
post-192-1263073678.jpg

 

то в бонсаи этот ракурс можно передать только если слегка отклонить макушку дерева ОТ наблюдателя.

 

post-192-1263073754.jpg

 

почему при этом автор говорит о наклоне дерева ВПЕРЕД - мне не очень понятно.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Стоя у дерева(настояшего) у вас некогда не будет ощущения, что дерево наклоненно от вас, оно наоборот надвисает над вами, от сюда и логика...

 

Ой там в статье это есть=)) сори я не читал, а сраз вам ответил=))

Изменено пользователем gar
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

gar, пока речь идет о большом дереве, все понятно.
Вопрос в том, как создать в бонсаи иллюзию, что оно над вами нависает?

 

Если верить автору, то мы не создаем уменьшенную копию дерева, а пытаемся посредством дерева, выросшего в горшке, передать какую-то мысль, рассказать о чем-то важном. Поэтому мы делаем - не копию. Скопировать и создать впечатление - принципиально разные вещи.
И, кстати, не зря у бонсаи всегда имеется фронт, фасад, та сторона, которая должна быть обращена к зрителю.
Ну и, потом, не стоит забывать, что речь идет о нюансах, а не об агротехнике.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По поводу наклона дерева, тут есть два нюанса. Первый, создания иллюзии, что дерево нависает над зрителем. И второй, скорее связанный с японским менталитетом и европейцам понять его бывает сложно, японцы относятся к бонсай как живому существу, как к человеку. Если человек регулярно моется, стрижет ногти, чистит зубы, то и с бонсай делают все тоже самое, при пересадке полностью меняют грунт, стригут ветви и листву и т.д. Все таки бонсай это дерево для созерцания, японец сидит перед ним на коленях, немного склонившись и дерево в ответ, как бы кланяется ему. Верхушка бонсай всегда имеет наклон к зрителю, это тот канон, который пожалуй никогда не имеет исключений. Но чтобы это понять, не достаточно рассматривать только фотографии деревьев, нужно их видеть живьем.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ира, спасибо. Хорошая статья, хороший перевод.
А вот эту мысль
Удачная работа художника бонсаи - это не столько ствол, ветви, листья, а история и эмоции, которые художник хочет сообщить
можно брать и не стесняться за основу своей деятельности.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да, мне тоже понравилось. Вся книжка хороша, но эта глава буквально расставила все мысли по местам.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
×
×
  • Создать...