Перейти к контенту

Пропорции, размеры, баланс


Рекомендуемые сообщения

Здравствуйте! Я попытался найти по форуму интересующую меня информацию, но не сумел. Простите, может быть, не смог правильно сформулировать.

 

Вопрос у меня следующий: какие есть каноны при формировании дерева? Я натыкался в интернете на отрывочную информацию по разным стилям (причем немного противоречивую), но ничего систематичного я не нашел. То же и в книгах, которые я смог найти и успел посмотреть - только общие рекомендации. Конечно, бонсай - это искусство, и есть смысл говорить о каждом отдельном дереве в зависимости от того, как оно смотрится и какой у мастера замысел.  Я понимаю общие эстетические концепции: треугольники, сбежистость, приоткрытые корни, - но хочется цифр. Хочется понять, есть ли что-то, от чего можно отталкиваться - по крайней мере, какие бывают точки зрения. В конце концов, на тех же выставках должны же быть какие-то формальные критерии. Очень интересно мнение людей с большим опытом. Если есть все же хорошая литература, пусть и англоязычная, отошлите меня к ней. Спасибо!

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, Slepoj сказал:

какие есть каноны при формировании дерева?

Посмотрите в этом разделе, а также тему Книги.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
32 минуты назад, Jur сказал:

Посмотрите в этом разделе, а также тему Книги.

Спасибо! Правда, там именно по моему вопросу только ваша статья "Формирование в стиле "Роща" (если не считать про оценку бонсая, о чем я тоже упоминал). А книжка, откуда это взято, не переведена? В общем, это похоже на то, что я искал)

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
7 часов назад, stahh сказал:

Вот здесь немного цифр. И здесь.

Да, золотое сечение, правило двух третей - это весьма любопытно, и в европейском искусстве используется повсеместно. Но насколько это работает для азиатского? Литературный стиль, например, явно оформляется исходя из каких-то других предпосылок.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 часа назад, stahh сказал:

Есть на форуме и про литературный стиль :)

Да, я читал эту тему. Честно говоря, для меня после этого яснее с этим стилем не стало - слишком сильно все завязано на субъективной трактовке прекрасного. Это, по моим ощущениям, самый японский (может быть, и не по изначальному происхождению) стиль - ну и самый удаленный от природных образцов форм (пусть, как и говорят, он где-то напоминает деревья, стоящие в густом лесе и потерявшие все, кроме самой высокой кроны). 

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В какой то мере, японцы в своём искусстве делают некую противоположность китайцам и не только в бонсай. Тот же пенджинг намного более естественный, чем японский бонсай. Бонсай в некоторых формах и размерах, например шохин, в большинстве не похож на деревья из природы. А если посмотреть ранний бонсай, он как раз более естественный. Японцы, скорее наоборот стремятся в некоторых случаях к не естественности, а к идеальным геометрическим формам и всему остальному. Так что, литературный, скорее самый не близкий для японцев, скорее он ближе китайцам. В принципе все эти правила условны, не всегда их придерживаются, но о них нужно помнить. 

Изменено пользователем gar
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
7 часов назад, gar сказал:

Тот же пенджинг намного более естественный

К сожалению, я почти что не видел его представителей.

7 часов назад, gar сказал:

Японцы, скорее наоборот стремятся в некоторых случаях к не естественности

Мне казалось, что стремятся они к балансу между природностью и искусственностью - по крайней мере, на словах.

7 часов назад, gar сказал:

к идеальным геометрическим формам

Вот их и хотелось бы понять) Не то чтобы я думал, что им нужно обязательно следовать, но хотя бы знать об этой традиции стоит.

7 часов назад, gar сказал:

скорее самый не близкий для японцев, скорее он ближе китайцам

Я так говорил в том смысле, что самый неевропейский, сложновоспринимаемый. По моим впечатлениям, он очень часто напоминает японские гравюры - не знаю, откуда уже они берут свое происхождение.

Изменено пользователем Slepoj
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я часто натыкался на информацию по пропорциям и формам веток, так сразу и не вспомню где, но абсолютно точно это есть в журналах, которые тут выкладывали, вспомню где, дам ссылку, дайте почту, могу отправить то, что у меня есть. 

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В литературном стиле извитость, "голенастость" должна увеличиваться от основания к верхушке. Соотношение между кроной и стволом значительно выше в пользу ствола, чем у  других стилей.   Сорри, первоисточник не приведу.

Но чем меньше кроны на дереве -тем ему тяжелей, тем больше шансов что оно не выдержит такого.

В природе похожие деревья можно встретить в горах, на склонах. Но не в лесу точно. В лесу все деревья прямые как мачты. https://www.pinterest.ru/taiyang78/trees/

Вот здесь еще разговор о пропорциях: https://www.bonsaiforum.ru/forum/topic/10767-сосна-из-леса/?do=findComment&comment=50959

 

Изменено пользователем Сезам
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Про увеличение кривизны - это интересно. Да, это, пожалуй, чувствуется.

41 минуту назад, Сезам сказал:

Но не в лесу точно.

В буреломах, на склонах оврагов попадаются интересные экземпляры. Скорее как исключение, конечно)

 

Спасибо за ссылку, почитаю.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот например, естественным не выглядит:)

FB_IMG_1621178391309.thumb.jpg.d61a6175eaa22c9abe792757b4fbc139.jpg

Изменено пользователем gar
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, gar сказал:

Вот например

Ну это точно не выглядит сбалансированным - для такой толщины ствола он должен был быть явно выше.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 6 месяцев спустя...
16.05.2021 в 20:37, Slepoj сказал:

Ну это точно не выглядит сбалансированным ...

Наверное, потому что не соблюдены правила "золотого сечения"! Вряд мы найдём математику во вкусе автора. :)
Я тоже озадачивался этим пресловутым, Леонардовским сечением, правда не в бонсай, но высчитывать пропорции которые обнаружили ещё древние египтяне (1,618), довольно таки нудно.
Однако, есть выход - циркуль Фибоначчи, который можно сделать за один вечер, своими руками, в интернете масса ресурсов с предложением чертежей и подробных инструкций.

Я пожертвовал парой-тройкой шампуров  и теперь обхожусь без калькулятора, а измеряемые отрезки соотносятся друг к другу, всё в той же, золотой пропорции - 1,618. 
PS. Сказать, что это сильно мне помогает, так нет! :)

Изменено пользователем Остров
опечатка
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
×
×
  • Создать...